Хочешь стать автором?

Готовность номер 1. К школе!

Готовность номер 1. К школе!

Когда ребенку наступает время идти в первый класс, родители задумывается о том, готов ли он к школе. Конечно, можно обратится  к воспитателю в садике, он может пояснить, готов ли ваш ребенок, да и сами родители зачастую видят, готов ли ребенок психологически и умственно к обучению в школе.

В основном,  ребенок может считаться готовым к школе, когда имеет определенные достижения по своим возрастным особенностям, чем они выше, тем более успешным он будет в школе.

Ранее считалось, что ребенок готов к школе, когда он освоил основные академические навыки (считать, писать, читать). Сегодня, исходя не только из моего опыта, но и с научных разработок, непосредственное закрепление академических навыков не говорит о  том, что ребенок будет показывать хорошие результаты в школе, и не факт, что ребенок готов к обучению вообще. Очень часто в моей практике встречаются дети, которые показывают идеальные результаты в счете, чтении и родители уверены, исходя только из этого, что ребенок идеально готов к школе. Но, ребенок не готов психологически. Для ребенка это новое социальное изменение, и он просто не знает, как вести себя в новом мире, под названием «школа». В лучшем случае, ребенок быстро освоится и, несмотря на стресс, он сможет научится находит общий язык с одноклассниками и учителем, но, зачастую происходит наоборот – ребенок перестает хотеть учиться, становиться или замкнутым, или агрессивным и обучение для него становится наказанием, в то время, когда его еще и ругают за отсутствие достижений в школе.

Наиболее важным моментам в готовности к школе считается социально-эмоциональное развитие ребенка.  Эта часть развития относится к тому, КАК ваш ребенок понимает то, Кто он, и ЧТО он может ожидать от других. Насколько он понимает и выполняет общепринятые правила в социуме. Социально-эмоциональные навыки находятся в центре всех социальных взаимодействий и напрямую связаны с чувствами ребенка: насколько он уверен в себе, в своих способностях, как строит дружеские взаимоотношение с другими детьми, насколько уважает старших.

Что же должен уметь делать ребенок, чтобы его можно было считать социально и эмоционально развитым?:

  • уметь создавать дружеские отношения и поддерживать их;
  • быть способным испытывать эмоции (и различать их), и они должны быть контролируемыми;
  • уметь выражать свои идеи, мысли, эмоции;
  • быть любознательным, готовым (заинтересованным) к учебе, исследовать и взаимодействовать с окружающим миром.

Дети, с хорошо развитыми социальными навыками, также могут:

  • управлять своей агрессией (разочарованием, злостью..) и уметь сопереживать;
  • быть устойчивым (это, например, когда ребенок может самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию с другими детьми, а не бежать сразу к родителям);
  • развитое чувство достоинства, умение чувствовать себя уверенно.

Все области развития (навыки мышления, навыки моторики, развитие речи) непосредственно зависят от того, как ребенок умеет выражать свои чувства и эмоции. Социально-эмоциональное развитие дают в первую очередь родители.

Что же необходимо для социально-эмоционального развития ребенка?

Родители могут развивать своего ребенка путем предоставления ему разных игрушек и созданием ситуаций, в которых ребенок сможет экспериментировать, «подбирая» наиболее эффективный путь поведения.  Создавая в игровом формате ситуации, когда ребенок будет делать выбор как выстроить свое поведение, он не только будет развивать свою моторику, но и социальные правила поведения (например игры «поиграем в школу», «в магазин», там где есть социальные роли). Целью таких игр должно быть одно – позволить детям создавать, открывать и развивать любовь к обучению. Это обеспечит развитие навыков для успешного обучения и взаимодействия с окружающим миром.

В случае если родители не могут сказать уверенно, готов ли их ребенок к школе, или замечают трудности в социально-эмоциональном развитии, необходимо уделить еще больше внимания для развития, продумать более разнообразные игровые упражнения. Иногда, стоит обратится к психологу, и это не говорит о том, что с вашим ребенком что-то не так, просто для него необходим более индивидуальный подход, который может подсказать специалист в данной области.

Психолог

Светлана Сегалова

Svetlana-Golubeva

svetlana-segalova.com

Понравилась статья? Добавь в закладки браузера: Добавить в закладки
Вы можете оставить комментарий, или трэкбек со своего сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос *

Адаптировал: Александр Божок, Бовкун Артем Google+